Каждая верующая женщина, недавно родившая ребёнка, старается как можно быстрее дать младенцу церковную защиту в виде ангела-хранителя. Кроме того, она и сама может хотеть исповедоваться или причаститься, но переживает и задается вопросом: «Можно ли после родов ходить в церковь?». Ведь на эту задачу есть много точек зрения, которые как запрещают, так и приветствуют такие действия.
Придерживаясь запретов
Испытывая пиетет к определенным церковным запретам, благочестивая христианка знает и соблюдает важное правило: нельзя прикасаться ко всему святому, если ты не соблюдаешь духовную и физическую чистоту. Процесс менструаций и, соответственно, первый период после появления ребёнка на свет (вследствие наличия кровянистых выделений, так называемых «лохий») религия причисляет к этим пунктам. Поэтому разговаривая о том, когда можно ходить в церковь после родов, часть священников отвечает: «Сразу после 40 дней от деторождения».
Но если взглянуть на ситуацию в более практичном ключе и рассмотреть ещё одну причину, почему после родов нельзя ходить в церковь, то стоит учитывать, что храм — это место с большим количеством людей, среди которых могут быть и разносчики различных заболеваний и просто вирусоносители.
Пережив беременность и роды, организм теряет много сил и энергии, отчего в первые недели он становится очень восприимчивым к различным болезнетворным микроорганизмам. Иногда мама может не заболеть, но стать переносчиком болезни для малыша, иммунитет которого ещё до конца не сформирован и поддерживается исключительно благодаря грудному вскармливанию, через которое в организм поступают защитные клетки.
Отдельным пунктом стоит старый запрет на пролитие любой крови в церкви. В прошлом времени никаких средств для личной гигиены не существовало, но на сегодняшний день благодаря прогрессу этот вопрос решён. Правда, несмотря на это, остаются священнослужители, придерживающиеся мнения, что после родов в церковь ходить не стоит, дабы не осквернять святыню.
Если углубиться дальше
Изучая данный вопрос, стоит начать с Нового Завета, в котором не были описаны какие-то чёткие представления про ограничения, связанные с «послеродовым запретом» на вхождение в храм. Эта традиция берёт свои корни с библейских времён. Так, в 12 главе Книги Левит говорится о том, что женщина духовно «нечистая» только в течение семи дней после деторождения мальчика, а потом ещё 33 дня она сидит дома и не прикасается к любым вещам, имеющих культовое значение. И пол в данном контексте играл важную роль, ведь для девочки этот срок увеличивался вдвое: 40 дней за себя и 40 — за «нечистоту» новорожденной.
В любом случае полагалось, что
роженица, испытывая муки во время появления дитя на свет, может дать себе зарок, никогда не зачинать ребёнка опять, дабы не испытывать больше такой боли. И за данные помыслы женщина считалась виновной перед Богом и «духовно нечистой» после родов.
Новый Завет кардинально отличается. В нём написано, что только греховные помыслы могут сделать человека таким, а в 6 книге Дидаскалии (постановления апостолов) сказано, что рождение ребёнка чисто и никакие физиологические особенности этого процесса не противны Богу. Поэтому не все батюшки столь категоричны в вопросе о том, можно ли идти в церковь после появления младенца.
Также существует некоторая церковная педагогика, которая гласит, что в первые дни жизни дитя следует прикипеть к нему душой, сердцем и телом. Не оставлять его ни в коем случае, ведь мать сейчас ему нужнее, а исповедоваться и причащаться ты будешь после. Сейчас её послушание — это служение ребенку, нужно «забыть себя ради собственного чада, и о грехах своих забыть».
Нарушая правила
Правда, случаются ситуации, когда никто не задается вопросом о том, когда можно идти в храм Божий. И тогда новоиспеченная мама может нарушить запреты, которых придерживается тот приход, в котором она состоит. Но всё могло сложиться иначе, если бы женщина знала, как правильно ввестись после родов в божий храм.
Первый раз заходить в святыню можно в 40 дней после рождения ребёнка. Тогда же и совершается выполнение определённых действий в некоторой последовательности:
- исповедь — это раскаяние и признание своих грехов;
- причастие, которое являет собой особое таинство с вкушением освященного хлеба и вина (крови и плоти Христа);
- прочтение очистительных молитв над прошедшей эти обряды женщиной, которые допускают её к следующим богослужениям и таинствам;
- само крещение;
- воцерковление, что обозначает введение ребёнка в церковное собрание и причисление их к нему, являя собой «официальный акт», которым закрепляются права нового христианина.
На сегодняшний день многие семьи стремятся окрестить дитя на следующий день после рождения, а обряд воцерковления совершить уже после 40 дней. Но стоит учесть, что если крещение будет происходить раньше данного срока, то маме будет запрещено присутствовать на нём. Ей скажут, чтобы она пошла в ближайшее воскресенье на Литургию, после которой совершат молитву на очищение.
Правда, некоторые священнослужители уверенны, что это пережитки исторического прошлого. Стоит обратить внимание, что если в качестве крёстных вы хотите взять не крещенного человека, то заходить в святыню ему возбраняется.
Учитывая все факторы, наиболее верным решение будет разговор с духовником той церкви, которую посещает верующая мама, который подскажет верный ответ.